Вьетнамская архитектура вчера и сегодня

Архитектура во Вьетнаме

Архитектура отражает самобытность Вьетнама, отражает её многовековое развитие и изменения в некоторых аспектах, присущие эпохе глобализации. В основе традиционной вьетнамской архитектуры лежат народное и светское направление. Развитие уникальной культуры вьетнамцев происходило на пересечении влияний двух великих цивилизаций – Индии и Китая. При этом своеобразие архитектуры формировалось под воздействием нескольких нюансов:

  • Климат;
  • Влияние извне в определенное время;
  • Вера в духов;
  • Сильный культ предков.
  • Народное зодчество во Вьетнаме воплощено в деревянных постройках, используемых простыми жителями. Светская архитектура, напротив, показывает себя в архитектуре для богатых — дворцах, галереях, крепостях, которые возводились для представителей высших классов.

    Традиционная

    Особенности:

    • Основной строительный материал для сооружений – дерево, с крышами, имеющими характерный крутой угол наклона.
    • Дома на сваях были распространены еще с древних времен, от культуры Донгшонг
    • Вьетнамская архитектура имела преимущественно одноэтажные здания.
    • Важным принципом как в народном, так и в светском зодчестве была соблюденная симметрия и равномерность.

    Внешний облик зданий часто имел:

    • Двускатную крышу с изогнутыми углами, причем чем более масштабным было сооружение, тем сильнее загибались края крыши, а ее конек украшался декоративными элементами. Размер крыши всегда превышал размер наружных стен.
    • Фасады с колоннами и дверями: центральная дверь при этом располагалась ровно по середине здания.
    • Цоколь здания варьировался по высоте в зависимости от рельефа и предназначения сооружения.
    • Пол выкладывался кирпичом, а перила и лестницы украшались резным орнаментом, на котором красовались различные драконы и птицы
    • Архитектурные объекты были неразрывно связаны с природой.

    Хотя существует множество различных форм традиционного вьетнамского жилища, наибольшее распространение получили две основные: Т-образная структура, где помимо основного жилища была и пристройка для осуществления хозяйственной деятельности. Такой тип особенно популярен в равнинах северного Вьетнама, и архитектура, напоминающая иероглиф «Мон», что означает «ворота». В последнем случае основное помещение располагалось в центре, а по его сторонам – две пристройки. Типичный вьетнамский дом включал главное здание, хозяйственные постройки, садик и декоративный пруд.

    Важнейшим элементом любого вьетнамского жилища всегда была главная комната. Это буквально центр дома: в ней обычно нечетное количество комнат, причем пристройки к дому имеют крыши с единым скатом. В большинстве домов избегается четное число комнат. Самая важная часть дома – алтарь в главной комнате, занимая почетное место ровно по центру. Алтарь предков обрамляют декоративными панно с надписями, даже в бедных домах алтарь выделяется как наиболее значимый элемент.

    В древние времена жилые дома в городах строились за пределами городских крепостей, однако их архитектура сохраняла элементы традиционных деревенских домов, которые вьетнамцы адаптировали для жизни, торговли и ремесленного производства в условиях городских районов. Одной из важнейших архитектурных черт вьетнамских построек были крыши, которые задавали узнаваемый стиль зданий. Крыши вьетнамских сооружений делились на четыре типа по количеству скатов: двух-, четырех-, восьми- и четырнадцатискатные, что придавало каждому зданию свой характерный облик.

    Общинный дом – динь – был многофункциональным центром, служившим важным звеном в жизни как сельской, так и городской общины. Здесь люди собирались для проведения религиозных обрядов и поклонения духу, который, по поверьям, оберегал их поселение. В период феодальной эпохи это место было важным в социальной и политической жизни, служа одновременно местом проведения собраний, праздников и других культурных событий деревни.

    Архитектура общинного дома отличалась простотой и ясностью форм. В стандартной постройке насчитывалось от пяти до семи комнат, исключая две пристройки, расположенные по бокам. Внутреннее пространство было разделено на две основные зоны: одна предназначалась для отправления культа, где хранились священные предметы и происходило поклонение покровителю деревни, а другая – для собраний и административных функций. Перед динем почти всегда возвышались широкие ворота, за которыми располагался обширный двор с прудом и зелеными насаждениями, что создавало живописный ландшафт.

    Четырехскатные крыши были характерной особенностью этих домов, которые чаще всего возводились на сваях. Этот строительный метод применялся в прошлом и используется до сих пор, поскольку дома на сваях отлично подходили как для равнинных территорий, так и для гористых местностей.

    Пагоды возводились в живописных уголках природы – на возвышенностях, рядом с реками или озерами. Основным элементом пагоды был зал для молитв, имеющий вытянутую форму, напоминающую букву I. В центре зала на постаменте располагалась статуя Будды. Пагода окаймлялась галереей, которая окружала её с трёх сторон, а перед зданием был просторный двор с тремя входами через ворота.

    Башня, являющаяся неотъемлемой частью пагоды, играла роль символического хранилища важных для буддизма событий. Этот архитектурный элемент пришел из Индии. Башни обычно имели квадратное или шестиугольное основание, а само здание состояло из нескольких этажей, сужающихся к вершине.

    Храмы во Вьетнаме строились для проведения даосских обрядов или в честь выдающихся личностей, которые заслужили признание за свои подвиги и значимый вклад в историю страны. Возведение таких храмов обычно сопровождалось легендами о чудесах и героических поступках, и к ним относились с особым почтением. Строительство храмовых комплексов всегда подчинялось строгим правилам, основанным на фэншуе, при этом особое внимание уделялось соблюдению симметрии. Перед храмом всегда располагался просторный двор, где проходили ритуальные церемонии, а само здание окружали стены. Вход в храм украшался массивными воротами с четырьмя колоннами. Основное отличие между ними и пагодами заключается в том, в центре внимания находится алтарь, посвящённый национальным героям, которых почитают как святых. В пагодах же стоит религиозный символ – Будда.

    Храм Нефритовой горы расположен на небольшом островке в северной части известного озера Возвращенного меча. Этот храм соединен с берегом через мост из дерева, который отличается своей элегантностью. Данное здание было построено в XIX веке в честь генерала, прославившегося своей победой над монгольскими захватчиками.

    Литературный храм был воздвигнут на юге Ханоя для того, чтобы распространять учение популярного в то время Конфуция. В 1070 году был сооружен сам храм, а спустя шесть лет – школа, которая фактически стала первым вьетнамским университетом. В 1085 году к главным воротам была добавлена Литературная терраса, а также поставлены 82 стелы, которые держат черепахи, сделанные из камня. На них высечены имена людей, победивших в литературных экзаменах династий Ле и Мак. Он был окружен стеной в 1883 году, а в 2010 году ЮНЕСКО включило эти стелы в список мирового наследия.

    Храм Белой лошади, расположенный в Ханое, был построен в IX веке в честь героя, защищавшего древний город. Согласно легенде, король, перенесший столицу в новый город, пытался построить крепость, но она не могла долго устоять и каждый раз обрушалась. В один день король увидел белого коня, оставившего следы вокруг крепости. Впоследствии по этим следам была построена новая, неразрушимая крепость.

    Архитектура времени позднего правления династии Ле отличалась национальным стилем, который нечасто встречался в другие периоды истории. Оригинальная архитектура этой страны была известна своими дворцами, построенными для высоких господ. Эти дворцы имели присущий вьетнамской архитектурной традиции стиль, хотя в них можно было заметить и влияние китайской архитектуры.

    Особенностью дворцов было то, что в них сохранялись элементы традиционного народного жилища. В личных покоях императоров отдельные постройки соответствовали различным жизненным функциям, что отразило связь с народными традициями, когда «дом для живых» и «дом для предков» имели отдельные структуры. Дворцы чаще всего были деревянными, поскольку это материал, который уже стал традиционным для вьетнамских построек. Декоративные элементы гармонировали с природным окружением и архитектурой. В качестве украшений использовались мифологические сюжеты, чаще всего изображения драконов, символизировавших императорскую власть.

    Императорский город, усыпальницы и мавзолеи

    XVII—XVIII века стали для вьетнамской культуры эпохой её высшего расцвета. Особого внимания в этот период заслуживает архитектура города Хюэ, которая известна Императорским городом и мавзолеями. Весь этот комплекс не был построен по заранее продуманному единому плану, а представлял собой территорию, застроенную множеством небольших деревянных зданий — дворцов и храмов, соединённых друг с другом зелёными садами. Строители, возводившие Императорский дворец в Хюэ, уделяли большее внимание изысканной резьбе и деталям, нежели общей планировке, симметрии или гармонии архитектурных линий.

    Одними из самых значимых в художественном плане объектов являются мавзолеи вьетнамских императоров. Как правило, каждый император, вступив на престол, сразу же начинал заниматься созданием своего мавзолея — будущего места для вечного упокоения.

    Архитектура Хюэ знаменовала собой отход от излишней сакрализации, которая была характерна для предыдущих веков, и отказ от архитектурных традиций XVI—XVII веков.

    Древние цитадели Тханько

    Крепость Тханглонг возведена для защиты главного политико-экономического центра, который был столицей Дайвьета с XI по XVIII века. Комплекс крепости состоял из трёх основных частей: внутренней части - Запретного города, где проживала королевская семья, средней части — Императорского города, где находились император и высшие чиновники, и наружной части, в которой размещались дворянские дома, охрана императора и слуги. Крепость была квадратной формы со стороной длиной от 20 до 25 километров и была защищена двумя линиями укреплений. За внешним валом располагался район Латхань, следы которого сохранились до наших дней. Внешний вал был предназначен для обороны города от врагов и мерой предосторожности от наводнений. Запретный город был частью цитадели, предназначенной исключительно для проживания короля и его семьи.

    Помимо цитадели Тханглонг, ещё одним интересным местом является крепость династии Хо – Тэй До, которая была построена в Тханьхоа. Построенная в самом конце XIII века, она признана одним из самых красивых защитных крепостей в стране. Ее строили преимущественно из крупных плит зелёного камня. Сооружение данной крепости велось в полном соответствии с традициями вьетнамского фэншуя.

    В более поздние эпохи очень заметно влияние европейских крепостных традиций. Эти элементы начали смешиваться с архитектурными особенностями местных феодальных дворцов.

    Колониальный период и его влияние на вьетнамскую архитектуру

    В период с 1884 по 1945 годы Франция активно занималась строительством в своей колонии. Архитекторы применяли множество западных архитектурных стилей. Позже, в сороковые годы XX века во Вьетнаме стали проектироваться здания в стилях арт-деко и модерн. Большое внимание уделялось практическим аспектам — здания должны были соответствовать своему назначению и обеспечивать комфорт в условиях тропического климата. На начальных этапах архитекторы стремились к простоте и функциональности, делая акцент на то, чтобы помещения оставались прохладными в жару. Этот подход получил название рационального стиля, который широко использовался при строительстве казарм. Такие здания обычно были малоэтажными, с количеством этажей от одного до трёх, и выстраивались в линейную композицию, окружённые стенами.

    Кроме казарм, французы строили церкви, административные здания, учебные заведения и больницы почтовые отделения, вокзалы. Большинство этих сооружений создавались в так называемом индокитайском стиле – смесью архитектурных традиций Европы и Азии.

    Ханойский оперный театр (ныне Большой театр) является одним из ярких примеров таких зданий. Помимо него, значимыми объектами Сайгонская ратуша (сейчас Народный комитет города Хошимин), Главный почтамт, спроектированный легендарным Густавом Эйфелем, и другие сооружения.

    Проекты крупных общественных зданий доверялись исключительно французам, в то время как вьетнамским специалистам, даже самым талантливым, приходилось работать с чертежами роскошных вилл для французских богачей.

    Среди удачных примеров зданий, спроектированных французами, можно выделить несколько примеров. Это дворец генерал-губернатора Индокитая, который сейчас используется в качестве резиденции президента Вьетнама, здание МИДа, и дом главного резидента. Также можно отметить здание суда и Ж/Д вокзала, которое, хотя и было перестроено несколько раз, изначально проектировалось французскими архитекторами.

    Музей Истории Вьетнама в Ханое, спроектированный в 1932 году, считается примером успешного сочетания двух принципиально разных архитектурных стилистик.

    Архитектура нового времени

    С середины XX века, после освобождения Вьетнама от французского колониального господства, начала формироваться новая архитектурная традиция. Когда французы ушли, и страна разделилась, архитектурное развитие Вьетнама шло разными путями на Севере и Юге.

    Север Вьетнама начал активное возрождение, после чего появились целые кварталы многоквартирных домов, которые начали возводить в Ханое. Помимо жилых комплексов, строились здания для учреждений культуры и образования, больницы и другие социальные объекты. В этот период было возведено множество значимых зданий, ставших частью инфраструктуры городов.

    Архитектурный стиль этого времени находился под сильным влиянием стран социалистического блока. Это объяснялось тем, что местные архитекторы проходили обучение в странах Варшавского Договора, а также потому, что в строительстве часто принимали участие иностранные специалисты. В результате здания, возведённые в этот период, отражали архитектурные традиции социалистических стран.

    До 1964 года на юге страны активно строились государственные здания, университетские кампусы и буддийские храмы. Новые технологии позволяли использовать бетон и металл вместо дерева. После 1964 года в Южном Вьетнаме началось строительство многоэтажных жилых комплексов, больниц, стадионов и промышленных зданий.

    На Юге вьетнама стили были многообразнее, поскольку их архитекторы учились профессии на Западе. Это привело к тому, что архитектура южных и северных городов Вьетнама отличались так сильно, что казалось, будто это две разные страны. Одними из символов Сайгона того периода стали Дворец независимости, буддийские пагоды, государственные учреждения центры культуры, которые и сегодня являются визитными карточками города.

    Современная архитектура

    Когда в стране начались реформы «Дой Мой», во Вьетнам начали активно поступать иностранные финансовые вложения, в том числе и в строительную сферу. Благодаря этому в больших городах появились новые здания, построенные по западным архитектурным стандартам.

    Четко прослеживаются несколько ключевых тенденций. Среди них — стремительное развитие городов, рост многоэтажных зданий (дома в 9–15 этажей становятся стандартом), точечная застройка высотками в густонаселённых районах старых городов, а также унификация внешнего вида новых жилых комплексов. Одним из заметных трендов стала так называемая «зеленая архитектура», при которой на крышах высоток размещают зелёные насаждения, чтобы лучше интегрировать здания в природную среду. Этот тренд стал частью заботы об экологии. Влияние глобализации особенно заметно в строительстве небоскрёбов, которые стали важной частью современного городского пейзажа.


    27.09.2024
    Поделиться в соцсетях:


    Народность чам

    Чамы делятся на несколько этнографических групп с уникальными культурными и религиозными особенностями: их поселения разбросаны по южному побережью центральной части Вьетнама. В некоторых деревнях народа Чам расположены строгие религиозные храмы, в других – старинные пагоды. Также существуют общины, где все ритуалы проводятся исключительно у храмов-башен. Такое разнообразие в практиках обусловлено различиями в исповедуемых религиях среди чамов.
    27.09.2024

    Священные звери в искусстве Вьетнама

    Священные предметы создаются людьми и служат важным культурным элементом, отражающим их верования, духовные убеждения и философские позиции. Для древних культур такие объекты имели особое значение, поскольку считалось, что они содержат в себе мощь природы, которая оказывает значительное влияние на жизнь людей и всю вселенную.

    30.08.2024

    Возврат к списку