- Главная
- Новости
- Народность Чам во Вьетнаме
Народность Чам во Вьетнаме
Сегодня во Вьетнаме проживает около 160 тысяч чамов, большинство из которых сосредоточено в провинциях Ниньтхуан и Биньтхуан. Другие сообщества этого народа находятся в провинциях Фуйен, Биньдинь, Анзянг, Тэйнинь, а также в городе Хошимин. Чамы делятся на несколько этнографических групп с уникальными культурными и религиозными особенностями: их поселения разбросаны по южному побережью центральной части Вьетнама. В некоторых деревнях народа Чам расположены строгие религиозные храмы, в других – старинные пагоды. Также существуют общины, где все ритуалы проводятся исключительно у храмов-башен. Такое разнообразие в практиках обусловлено различиями в исповедуемых религиях среди чамов.
Происхождение
Народ тямов давно осел на территории прибрежных районов Центрального Вьетнама, где под сильным влиянием индийской культуры развилась их уникальная цивилизация. Они основали королевство Чампа в XVII веке. Современные чамы разделяются на две крупные группы: одни проживают в провинциях Ниньтхуан и Биньтхуан и в большинстве своем придерживаются брахманизма, хотя есть и те, кто следует традиционному исламу (их называют тямбани). Другая группа, населяющая ряд местностей, включая город Тяудок и провинции Тэйнинь, Анжанг, Донгнай и город Хошимин, исповедует ислам. Их также называют Тьем, Тьемтхань, Тямпа, Хрой, Хой...
Численность населения и язык
Количество чамов по последним данным на апрель 2019 года составляет 178,948 человек, включая 87,838 мужчин и 91,110 женщин. Преобладающее большинство, 83.8%, проживает в сельских районах.
Язык чамов принадлежит к малайско-полинезийской группе языков, входящей в австронезийскую языковую семью.
Географическое распространение:
Чамы населяют, в основном, провинции Ниньтхуан и Биньтхуан, создавая компактные сообщества, живущие в тесной связи с природой и традициями своих предков.
Жилье
Чамы традиционно проживают в одноэтажных домах из глины. Каждая семья обычно владеет несколькими домами, которые расположены близко друг к другу и включают различные зоны: дом для приема гостей, жилище для родителей и маленьких детей, отдельный дом для замужних дочерей, кухню, а также наследственный дом, именуемый «Тук». В этом доме хранится продовольствие, есть комната для молодоженов и пространство для проживания самой младшей дочери вместе с ее супругом.
Праздники
Чамы соблюдают несколько важных аграрных церемоний каждый год (ритуалы, связанные с началом канав и строительством плотин, празднование сбора первых колосьев риса и другие). Среди всех традиционных мероприятий выделяется праздник Бонкатэ, который занимает особое место в культуре народа. Это главное торжество, проходящее в храмах в середине октября по лунному календарю, отмечается с особой торжественностью и является временем, когда сообщество собирается вместе для укрепления духовных связей и празднования своих традиций.
Наряды
Чамы обоих полов традиционно носят юбки. Мужская одежда – это короткие рубашки, застегивающиеся на пуговицы, а женщины часто носят национальное вьетнамское платье аозай. Предпочтительный цвет одежды — белый. В современной жизни многие чамы приняли стиль одежды, характерный для вьетнамцев центрального Вьетнама, однако старшее поколение женщин до сих пор предпочитает традиционные аозай.
Кухня
Кулинарные изыски этого народа включают в себя разнообразные блюда из риса, который они готовят как в больших, так и в малых глиняных горшках. В их рацион входят рыба, мясные продукты и различные овощи, которые они выращивают самостоятельно или получают посредством охоты. В качестве напитков чамы предпочитают рисовый самогон - «кан», и рисовое вино. Также среди них распространена традиция жевания бетельных орехов – это не просто повседневная привычка, но и неотъемлемая часть традиционных обрядов.
Экономические условия
Чамы активно занимаются сельским хозяйством. Они практикуют выращивание риса на горных склонах, используя метод одного урожая, сажают и выращивают фрукты. В южных районах чамы часто занимаются рыболовством, домашним ткачеством и небольшой торговлей, при этом сельское хозяйство остается второстепенной деятельностью.
Ремесленные направления – ткачество шелка и изготовление керамических изделий с обжигом на открытом огне, процветают среди этого народа. Торговые отношения с соседними общинами и народностями поддерживаются на протяжении многих лет. Центральная прибрежная зона Вьетнама исторически служила важным торговым узлом для морских сил региона.
Матриархат и семья
В традиционном обществе чамов, задачи и обязанности чётко распределены между мужчинами и женщинами. В современных семьях чамов муж и жена делят между собой обязанности: муж занимается работой в полях, а жена — уходом за домом. Оба партнёра равным образом участвуют в воспитании детей и принимают важные семейные решения совместно.
Женщины среди чамов играют ключевую роль в домохозяйстве, хотя и не занимаются физически тяжёлыми видами работы. Они также активно участвуют в религиозных ритуалах и обрядах, связанных с поклонением предкам, где женщины берут на себя организацию и проведение всех необходимых процедур. В храмах, напротив, мужчины берут на себя все функции, включая проведение религиозных обрядов.
Чамы сохраняют пословицу, которая гласит: «Мужчины сражаются на полях боя, а женщины — на родах». Это отражает традиционное разделение ролей, где женщины осуществляют управление домашними делами, в то время как мужчины ведают общественными вопросами.
Священные звери в искусстве Вьетнама
Священные предметы создаются людьми и служат важным культурным элементом, отражающим их верования, духовные убеждения и философские позиции. Для древних культур такие объекты имели особое значение, поскольку считалось, что они содержат в себе мощь природы, которая оказывает значительное влияние на жизнь людей и всю вселенную.