- Главная
- Новости
- Священные звери в искусстве Вьетнама
Священные звери в искусстве Вьетнама
Священные предметы создаются людьми и служат важным культурным элементом, отражающим их верования, духовные убеждения и философские позиции. Для древних культур такие объекты имели особое значение, поскольку считалось, что они содержат в себе мощь природы, которая оказывает значительное влияние на жизнь людей и всю вселенную.
Птица
Птица "лак" символизирует тотемное наследие народа, населяющего территории, где возникла донгшонская культура. С появлением государства Ванланг – первые поселенцы Аулак, принадлежавшие к древним вьетам, заложили основы для крепко организованного общества. С течением времени, по мере укрепления национального самосознания, возникли мифы и легенды о происхождении и тотемных символах нации, что отразилось в культуре и религиозных обрядах.
Дракон
Этот мифический зверь ассоциировался у жителей Вьетнама с основателями нации и стал частью легенды о "Драконе и Фе". Учитывая, что Вьетнам расположен в регионе, известном как место зарождения культуры выращивания риса, дракон также считается символом Благополучия и Удачи, привносящим благоприятные погодные условия и обильные урожаи.
Черепаха
Черепаха воспринимается как символ стойкости и бессмертия, ведь некоторые виды живут до двухсот лет. На её спине часто изображают стелу или структуры, связанные с буддизмом, что подчёркивает её священное значение. Этот образ используется на различных артефактах, символизируя желание долгой жизни для их владельцев. С 17-18 веков, в эпоху Возрождения династии Ле, изображение черепахи стало дополняться фигурами дракона: это означало связь с «И Цзин» — древней Книгой Перемен, отражающей философию перемен и цикличности в азиатской культуре.
Феникс
Верховный владыка птиц Феникс воплощает в себе высокие добродетели и благородство. Этот мифический символ процветания и мирного благополучия появляется только в стабильные времена и уходит, когда приходят нестабильность. Мифическая птица ассоциируется еще и с женскими фигурами высокого статуса – матерью императора и другими знатными женщинами в периоды феодализма.
Во вьетнамской культуре феникс занимает особое место, оставаясь популярным узором, который широко используется в архитектуре, живописи, текстиле и ювелирных украшений. Фигура этой птицы символизирует не только историческую глубину, но и эстетическую изысканность, присущую вьетнамской культурной традиции.
Карп
Во вьетнамской, как и некоторых других азиатских культурах, популярен миф о карпе, который через свои усилия и решимость превращается в дракона. Эта аллегория, символизирующая стремление к преобразованию, начала широко использоваться в местном искусстве во времена правления династии Чан в XIII - XIV веках. Пик живописной иллюстрации этой темы пришелся на XV век, когда династия ранних Ле привнесла этот мотив в массы через различные художественные формы.
Тема карпа, превращающегося в дракона, олицетворяет не только жизненные испытания и преодоление, но и духовное возрождение, желание достичь большего, превосходя собственные ограничения. Этот сюжет нашел отражение в многочисленных произведениях искусства, от скульптуры до живописи, и продолжает вдохновлять вьетнамских артистов до сих пор.
Лев
Лев – символ королевской мощи и защиты: он активно внедрялся в культурное наследие Вьетнама начиная с правления династии Чан в XIII-XIV веках, когда конфуцианские традиции претерпели значительное укрепление. Этот могучий зверь стал воплощением власти и защиты властителей, а его изображения стали частым элементом в различных видах вьетнамского искусства, от архитектуры до декоративно-прикладного творчества.
Тигр
Тигр – это настоящий царь тропических лесов, символизирующий могущество и авторитет над другими людьми. Во Вьетнаме у входа в древние строения часто можно увидеть статуи этого животного. В храмах, где поклоняются Матерям-богиням, присутствуют алтари с пятью тиграми, каждый из которых окрашен в один из цветов, представляющих пять элементов мироздания: желтый, синий, белый, красный и черный.
Слон
Слон в буддизме символизирует мудрость, истину и непоколебимость. Согласно буддийской традиции, в ночь зачатия Будды его мать, королева Майя, видела сон, в котором белый слон вошел в ее бок. Слон также ассоциируется с Бодхисаттвой Самантабхадрой, который изображается верхом на этом благородном животном. В качестве символа защиты статуи этих величавых зверей зачастую устанавливают перед входами в священные гробницы и храмы, где они стоят на коленях, «приветствуя» посетителей и охраняя территорию.
Обезьяна
Обезьяна в буддийской культуре – это символ преданности учению Будды. Во времена династии Ли во Вьетнаме были созданы скульптуры, изображающие обезьян, которые нашли свое место в башне Чыонгшон в Намдинь. Известная композиция трех обезьян, где одна закрывает глаза, вторая — уши, а третья — рот, отражает буддийскую идею отказа от злословия, злослушания и злосмотрения. Мотив «Три мудрые обезьяны», служит напоминанием о том, что избегание зла в повседневной жизни помогает достичь духовной чистоты и гармонии. Эта тема распространена во многих буддийских культурах и подчеркивает важность сознательного отказа от негативного восприятия мира.