- Главная
- Новости
- Древние храмы Вьетнама
- Центральная башня (XII век) — маленькая, посвящена богу Шамбху, покровителю плодородия. Здесь находится алтарь, отделанный серебром, и просят о детях.
- Южная башня (XII век) — посвящена Шиве, одному из главных богов индуизма, который символизирует мужское и женское начало. Внутри — скульптура Лингам, символ этих сил.
- Северо-западная башня (X век) — построена в честь бога мудрости Ганеши. Внутри много надписей на древнем языке чамов.
- Северная башня (XI век) — самая высокая, высотой 23 метра, посвящена богине По Нагар. Внутри находится статуя По Нагар, а на фасаде изображен Шива, сидящий на буйволе.
Древние храмы Вьетнама
Вьетнам — страна, где каждый уголок изобилует признаками высокой плотности населения и является магнитом для туристов благодаря уникальной смеси культурных влияний. Неотъемлемой частью ее привлекательности является комбинация живописной природы и мягкого климата, предлагающая убежище от городского шума.
Интересные кулинарные традиции, красочные обычаи и культурное наследие придают Вьетнаму особую привлекательность. В стране можно найти всё: от античных пагод и храмов до современных аттракционов и океанариумов, каждый элемент формирует неповторимый образ, который оставляет неизгладимые впечатления.
Культурное богатство народа Вьетнама велико, и несмотря на финансовые трудности, государство неустанно работает над сохранением своих исторических достопримечательностей и воздвигает новые памятники, отмечая современные события. Эти усилия делают Вьетнам не просто местом для посещения, ноа символом культурной сохранности и уважения к истории.
История древних храмов
Архитектура Вьетнама за свою долгую историю подвергалась многочисленным изменениям, и большинство древних зданий не сохранились до наших дней. В стране остались лишь остатки пагод и башен XI—XII веков. Многие королевские дворцы и другие важные сооружения не оставили за собой даже следов. Однако археологи нашли захоронения королей, руины древних храмов, построенных в честь национальных героев, и старинные буддийские пагоды.
В XV веке были обнаружены остатки королевских дворцов и конфуцианских храмов. К XVI веку относятся следы небольших даосских храмов, а также жилищных и общественных построек, включая дома и рынки. В XVII веке архитектура представлена крупными пагодами, усыпальницами и общинными домами. В XVIII веке архитектурные изменения были менее заметными.
Особое внимание в XIX веке было уделено конфуцианским храмам, и они стали важной частью архитектурного наследия. Все эти архитектурные памятники отражают не только религиозные и культурные особенности Вьетнама, но и его историю, общество и искусство. Вьетнамская архитектура — это не просто здания, это отражение духа древней культуры страны.
Эпоха чамской цивилизации
Чамские башни По Нагар (или Тхап Ба По Нагар), расположенные в городе Нячанге — это памятник культуры, который был построен еще в период существования государства Чамп. Это царство просуществовало с II по XIX века, пока его не захватил Вьетнам.
Строительство храма По Нагар длилось пять веков — с VII по XII века, поэтому стилистически все башни отличаются. Но внутри все они узкие и темные, с алтарем, посвященным божеству, в честь которого построена башня. Алтарь ярко украшен, а черные стены покрыты сажей от благовоний.
Молитвы в этих храмах обычно направлены на благополучие близких. Иногда, особенно во время религиозных фестивалей, такие молитвы могут быть адресованы всему населению Нячанга и окрестностей. Один из таких фестивалей — фестиваль Тхап Ба.
Религиозное наследие династии Нгуен
Эта династия оставила значительный след в истории страны, не только в политической и культурной сферах, но и в архитектуре. Многие храмы того времени были посвящены культам предков и богам, которые защищали Вьетнам.
Самый знаменитый храм — Лонг Сон в Хюэ, который был столицей династии Нгуен. Этот храм посвящен почитанию предков и символизирует уважение к традициям. В нем хранятся памятники и статуи, связанные с деятельностью первых правителей династии. Архитектура храма изысканна и гармонична, что типично для вьетнамских храмов того времени.
Еще один важный храм — Храм Транг Тиен, построенный в честь одного из правителей династии Нгуен. Этот храм использовался для религиозных обрядов и молитв. В отличие от Лонг Сона, Храм Транг Тиен имеет более строгий и сдержанный стиль, но его значимость для местных жителей и туристов не вызывает сомнений. Эти храмы, как и многие другие, не только выполняют религиозные функции, но и отражают духовные ценности, а также память о событиях и людях, сыгравших важную роль в истории Вьетнама.
Храм Мишон
Мишон — это комплекс древних храмов, расположенный на небольшом расстоянии от Дананга. Эти храмы были построены еще в VII веке, и сегодня от них остались лишь руины, окруженные густыми джунглями. Место живописное и привлекает много туристов, желающих прикоснуться к древнему наследию.
Когда-то на этом месте было около 70 храмов и башен. Сегодня сохранились только отдельные фрагменты: части стен, колонн и резьбы по камню, которые напоминают о былом величии комплекса.
История Мишона не так хорошо изучена: этот храмовый комплекс был построен во времена Империи Чампа в VII веке, когда здесь существовало крупное княжество. Однако с распадом этого государства храмы пришли в запустение. Важный удар по комплексу был нанесен во время Вьетнамской войны, когда американская армия разрушила часть строений. В 1999 году ЮНЕСКО признало Мишон всемирным наследием и взяло комплекс под защиту, начав реставрационные работы, которые, однако, идут очень медленно.
Сегодня на территории руин можно прогуляться по каменным дорожкам, перейти от одной группы храмов к другой. В третьей группе построек часть зданий уже отреставрирована, а башни накрыты специальными навесами для защиты от дождя. На траве все еще можно увидеть воронки от бомб, оставшиеся с тех времен, когда американские самолеты наносили удары по этому району, по слухам, из-за информации о том, что партизаны скрывались в храмовых руинах.
Пагода Тьен Му
Пагода Тхиен Му — одна из самых известных в Хюэ мест и неофициальный символ города. Это самая высокая пагода во Вьетнаме, состоящая из 7 уровней, каждый из которых символизирует одну из ступеней реинкарнации Будды. Пагода стоит на холме, что делает её еще более впечатляющей.
Изначально вся эта красота была задумана как простенький комплекс. Однако с течением времени, по указанию местных правителей, храм был несколько раз реконструирован и значительно расширен. Сегодня это пара зданий, садик с бонсаями и парк со скамейками для отдыха. Рядом с храмом расположен небольшой рынок для туристов, а на реке есть пристань, куда часто приходят экскурсионные лодки.
Для того чтобы осмотреть пагоду и её окрестности, достаточно потратить около получаса.
Особенности архитектуры храмов
Архитектура храмов Вьетнама уникальна и отражает богатое наследие буддизма, конфуцианства и даосизма. Храмы и пагоды часто имеют многоярусные крыши с загнутыми углами, что символизирует гармонию с природой и связь с космосом. В буддийских пагодах количество уровней крыш и ступеней часто символизирует этапы духовного просветления. Конфуцианские храмы, наоборот, более строгие по форме и имеют центральный двор для проведения ритуалов.
Древние храмы Вьетнама строились из дерева и камня, с элементами резьбы по дереву и камню, что отражает высокое мастерство местных ремесленников. Внутреннее убранство украшено статуями, фресками и декоративными элементами, часто с глубоким символическим значением. Эти храмы часто имеют внутренние дворы и колоннады, создавая атмосферу покоя и медитации.
Одной из отличительных черт архитектуры является тесная связь храмов с природой. Многие пагоды расположены на холмах или у рек, а вокруг них разбиты красивые сады. Это подчёркивает вьетнамскую философию гармонии человека и природы, где храм является не просто религиозным центром, но и частью природного ландшафта.
Индийское и китайское влияние
Архитектура храмов Вьетнама претерпела значительное влияние со стороны Индии и Китая: это заметно во многих ее чертах. Индийское влияние особенно заметно в буддийской архитектуре, где вьетнамские пагоды и храмы заимствовали концепцию многоярусных крыш и характерных для индийских храмов скульптурных изображений божеств. Например, изображение Будды, символы лотоса и статуи, имеют прямую связь с индийскими традициями.
Китайское влияние в архитектуре храмов Вьетнама проявляется через строгие симметричные формы, крыши с загнутыми углами и использование деревянных конструкций. Китайская философия фэншуй, ориентированная на гармонию с природой, также оказала влияние на расположение храмов и их внутреннюю организацию. В частности, китайский стиль отражается в широких дворах и украшениях.
Таким образом, архитектура Вьетнама является уникальным смешением индийских и китайских влияний, что проявляется в сочетании духовных и культурных традиций этих двух великих цивилизаций с местными особенностями, создавая неповторимый вьетнамский стиль.
Локальные архитектурные традиции
В вьетнамской традиции происходит интеграция зданий с природой: вьетнамцы традиционно использовали дерево, камень и бамбук, что позволяло гармонично сочетать архитектуру с окружающей средой.
Важной особенностью является архитектура традиционных деревенских домов (онг) с двускатными крышами, которые обеспечивают защиту от дождей и помогают поддерживать прохладу в жаркие месяцы. Эти дома часто строятся на столбах, что защищает их от влаги и насекомых. Кроме того, многие вьетнамские здания имеют внутренние дворы и открытые пространства, что способствует циркуляции воздуха и создаёт комфортные условия для жизни.
В храмовой архитектуре Вьетнама можно выделить использование многоярусных крыш и характерных для вьетнамских пагод загнутых углов, символизирующих связь с небом и гармонию с космосом. Эти элементы традиционно защищают здания от воздействия внешних сил и создают атмосферу священности и умиротворения.
Туристические маршруты
Северный Вьетнам: Ханой и залив Халонг
Ханой, столица Вьетнама, привлекает путешественников своей уникальной архитектурой, историческими храмами и французским колониальным наследием. Здесь стоит посетить Храм Литературы и озеро Хоан Кием. Всего в 4-5 часах езды от города находится знаменитый залив Халонг, который известен своими живописными карстовыми островами и зелеными водами. Экскурсии на традиционных лодках по заливу предлагают потрясающие виды.
Центральный Вьетнам: Хюэ и Дананг
Хюэ, бывшая императорская столица, славится своими историческими памятниками, такими как Цитадель и Императорские гробницы. Недалеко от города находится пагода Тхиен Му, а в Дананге можно насладиться пляжами, такими как Май Кхе. Также стоит посетить Marble Mountains и пагоду Линь Унг с огромной статуей Будды.
Южный Вьетнам: Хошимин и дельта Меконга
Хошимин (бывший Сайгон) — это оживленный мегаполис с множеством музеев, исторических мест и рынков. Из Хошимина можно отправиться в дельту Меконга, где вас ждут плавучие рынки, деревни и мангровые леса.
Фукуок и другие острова
Остров Фукуок – это красивые пляжи и природные заповедники с девственной природой. Это отличное место для отдыха, сноркелинга и дайвинга.
Как добраться до храмов
Чтобы посетить храмы Вьетнама, существует несколько удобных способов добраться в зависимости от их местоположения. Например, в Ханое, где находится Храм Литературы, можно легко добраться на такси или автобусе, а если вы остановились в центре, даже пешком. От аэропорта Ной Бай до центра города можно доехать на такси или воспользоваться сервисами типа Grab.
Залив Халонг, с его красивыми островами и пагодами, находится примерно в 3-4 часах езды от Ханоя. Добраться туда можно на автобусе, поезде или заказать тур с трансфером. Многие туристические агентства предлагают экскурсии, которые включают транспорт от Ханоя и посещение самых популярных достопримечательностей.
В Хюэ, где находятся Императорская цитадель и другие исторические памятники, можно доехать на поезде или автобусе из Дананга (путь займет около 2-3 часов). В самом Хюэ удобно передвигаться на такси или велосипеде, потому что многие храмы расположены близко друг к другу.
Для путешествий по южному Вьетнаму, например, в Хошимине, можно использовать такси или автобус, так как храмы часто расположены в центре города. На остров Фукуок удобнее всего добираться самолетом из Хошимина или на пароме.
Лучшее время для посещения
Лучшее время для посещения Вьетнама зависит от региона и предпочтений в погоде. В целом, самый подходящий период для путешествий — с января по апрель, когда погода в стране обычно тёплая и сухая.
Если вы планируете путешествовать по северному Вьетнаму (Ханой или залив Халонг) то лучше всего посетить эти места с октября по апрель. В это время температура комфортная, а дождей почти нет. Зимой может быть прохладно, но всё равно достаточно приятно для экскурсионных прогулок.
Для центрального Вьетнама (Хюэ и Дананг) идеально подходит период с февраля по апрель. Погода в это время тёплая и сухая, а лето (май-август) может быть слишком жарким и дождливым.
Южный Вьетнам (Хошимин и остров Фукуок) лучше всего посещать с декабря по апрель. В этот период температура комфортная, и дожди случаются редко. С мая по октябрь здесь начинается сезон дождей, хотя ливни чаще всего короткие и не мешают отдыху.
Культурное значение храмов
Храмы служат местами поклонения буддистским, даосским и конфуцианским божествам, а также центрами почитания предков. Буддистские пагоды, даосские храмы и конфуцианские святилища – это те места, где вьетнамцы проводят ритуалы, медитации и даже некоторые праздники.
Для жителей Вьетнама храмы — это не только религиозные объекты, но и культурные центры, где проходят общественные мероприятия, праздники и встречи. В них сохраняются традиции, передаются знания и укрепляются связи между поколениями.
Архитектура храмов во Вьетнаме также имеет большое значение. Когда вы увидите вьетнамские храмы, то сразу заметите в них черты местного архитектурного стиля, гармонично скрещенные с китайским. Китайские черты архитектуры проявляются в резьбе по дереву, скульптурах и живописи, в которых есть традиционные для Китая религиозные и мифологические темы.
Вовинам боевое исскуство
Стремление к укреплению физической мощи и освоению техник самозащиты является общим для многих культур. Во Вьетнаме это привело к возникновению «Вьет Во Дао» несколько столетий назад. Это направление боевых искусств объединило в себе элементы традиционных рукопашных боев, сохранив исторические особенности и интегрировав лучшие аспекты других стилей.